mpolikar (mpolikar) wrote,
mpolikar
mpolikar

Categories:

«Несвядомая» история Белой Руси»



В руки попала книга белорусского историка Всеслава Зенькевича «Несвядомая» история Белой Руси» (Москва, 2017).
В этой работе автор подвергает критике ряд мифов, которые утвердились в последнее время в белорусской историографии. А там, в частности, выводят белорусскую государственность из ВКЛ, игнорируя древнерусский период. Историк напоминает, что «Великое княжество Литовское образовалось благодаря захвату западнорусских земель литовцами, а не путём каких-либо мифических договорённостей. Элита государства, по крайней мере в начальный период, была полностью литовской по своему составу. (…) Единственный восточный славянин на литовском троне - Михаил Корибут Вишневецкий, происходивший с Волыни. При этом показательно, что он начисто утратил русское самосознание и ополячился» (с.105).
Критикуются и романтические представления о Речи Посполитой, которые перекочевали из польской историографии в работы «свядомых» историков. Автор ставит жестокий диагноз: «Речь Посполитая для белорусов была примерно тем же, чем Османская империя для греков или Британская империя для ирландцев» (с. 136).Историк приводит целый ряд примеров, как во время польского восстания 1794 г. белорусские крестьяне поддерживали русские войска (с. 128 и далее). По его мнению, поддержка войск Александра Суворова было финальным аккордом борьбы белорусов против польского господства (с. 153).
Автор дает еще один диагноз, местному национализму: «Местечковый национализм в Белоруссии держался на «трёх китах»: культивировании белорусского языка, постулировании тезиса о разном составе крови у белорусов и великоросов и фетишизации литовского периода в истории Белоруссии» (с. 221).
Историк приводит мнение известного белорусского мыслителя Ивана Солоневича, который считал, что Янко Купала или Тарас Шевченко в рамках большой культуры вовсе не были бы заметны. В.Зенькевич напоминает, что Купала первые свои произведения писал по-польски, а Колас - по-русски, «однако низкое качество их творчества не позволило указанным литераторам найти себе достойное место в польской и русской культурах, а потому они решили пойти по стопам Тараса Шевченко, т.е. стать мэтрами в рамках местечкового националистического проекта» (сс. 222-223).
И в книге еще много интересного, например, о Булак-Балаховиче и межвоенной политике Польши, направленной на колонизацию и ассимиляцию населения Западной Белоруссии…
В заключение, в частности, автор цитирует белорусского историка Александра Гронского, который, проанализировав содержание вышедших в 2009—2011 годах школьных учебников истории, заметил: «Если белорусы или их предки проживают в одном государстве совместно с русскими или их предками (Российская империя, Советский Союз) или даже однозначно являются одним народом (Древняя Русь), тогда эти «общие» государства не рассматриваются в белорусских учебниках как «свои». Если же белорусы или их предки проживают в одном государстве совместно с балтами-литовцами, украинцами или поляками, но отдельно от русских или их предков (Великое Княжество Литовское, Речь Посполитая), тогда такое государство рассматривается только в курсе истории Белоруссии, то есть является своим...» (с.416).
Грустно…

Tags: Белоруссия, история, книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment