mpolikar (mpolikar) wrote,
mpolikar
mpolikar

"Сибирь и первые американцы"

Авторы - Васильев, Березкин и Козинцев. Книга не новая, но на нее стоит обратить внимание. Это - большой труд, в котором разбираются различные гипотезы заселения Америки и рассматриваются различные методы исследований этой проблемы (вплоть до исследования зубов).


Для меня сюрпризом были сходные сюжеты в мифологии Старого и Нового света, например, о быке, который запирает нору в Земле, чтобы оттуда не выбрались все люди.
При этом авторы не являются сторонниками теории оверкилла, объясняющего гибель американской мегафауны. Об оверкилле второго порядка вообще не упоминают. В исследовании Сванте Паабе они тоже не разобрались.

В книге есть много интересных  фактов. Так, например, «на юго-западе наряду с разрезами есть и особый, нигде более не встречающийся источник знаний о растительности далекого прошлого. Это видные в расщелинах скал гнезда древесных крыс. Свое название зверек получил не потому, что лазает по деревьям (во многих местах его обитания и деревьев-то нет), а потому, что собирает для строительства гнезда любые веточки. При этом далеко крыса не бегает: подбирает лишь то, что находит в радиусе нескольких десятков метров. При раскопках пещер на юго-западе нельзя оставлять на ночь мелкий инструмент ― кисточка или нож на следующее утро уже будут украшать ближайшее к раскопу гнездо» (с.39). Представил себе крысу, скрысившую нож. Наше вам с кисточкой!

Затем авторы заканчивают с совсем мутной темой первоамериканцев, и переходят к ранним цивилизациям Мезоамерики и Центральных Анд. Определение ареала первой группы меня несколько удивило. «Наиболее точное определение гласит, что Мезоамерика ― это область, где для счета времени служили 13-дневная неделя и 20-дневный месяц. Иначе говоря, Мезоамерика ― это прежде всего  совокупность схожих культур» (с.153). 13-я дневная неделя непривычно как-то, но понедельников намного меньше…
Рассказывая о доместикации кукурузы, авторы напоминают: «Генетики определили, что предком кукурузы является растение теосинте, во всех отношениях подобное кукурузе, но початков вовсе лишенное (…).Случайная мутация, приведшая к превращению теосинте в кукурузу, имела место в низменностях западной Мексики, в долине реки Бальсас».
При этом они задаются вопросом: «Зачем вообще, в VII ли тысячелетии или в V, надо было выращивать растение, пищевая ценность которого не превосходила ценность дикорастущих видов? Остроумный ответ был предложен несколько лет назад. Кукурузу культивировали вначале не ради початков, а ради сладкого сока, пригодного, в частности, для приготовления алкоголя. Такой сок содержится и в теосинте. Размеры початков долгое время не были существенны, и лишь к III тыс. до н. э. они увеличились настолько, что люди всерьез заинтересовались кукурузой как зерновым растением. Основой хозяйства мезоамериканских индейцев кукуруза сделалась только в начале I тыс. до н. э» (с. 154).

В книге приводится следующая хронология становления цивилизации в Месоамерике: «Около 1200 г. до н. э. в Мексике складывается культура ольмеков. Хотя государственная организация в это время еще скорее всего отсутствует, гигантские каменные статуи и великолепные украшения из нефрита позволяют называть эту культуру цивилизацией. Еще через 700–800 лет, в середине I тыс. до н. э., в Оахаке возникает первое в Новом Свете настоящее государство ― держава сапотеков со столицей в Монте-Альбане, а затем города-государства майя и объединивший центральную Мексику Теотиуакан» (с.155).
Рассматривая сходства и различия двух американских цивилизационных центров, авторы отмечают: « Пожалуй, наиболее интригующий пример параллельного развития центральноандской и мезоамериканской цивилизаций ― синхронная смена высоких культур первого поколения культурами второго поколения. Это произошло в VII–X вв. н. э., когда большинство первичных государственных образований древней Америки рухнуло и после периода смут и потрясений на смену им пришли новые общества. В обоих случаях важную роль явно сыграли экологические проблемы (засухи, истощение почв и пр.), но свое влияние эти проблемы оказали не прямо, а через смену идеологий» (с.157).

А теперь - собственно то, ради чего я  решил написать этот небольшой отзыв. Авторы рассматривают монументальные сооружения в Перу III тыс. до н.э, обнаруженные в  конце 90-х гг. «Исследование Караля и других крупных поселений III тыс. до н. э. показало, что древняя история Центральных Анд не вписывается в рамки традиционной схемы: охотники-собиратели ― ранние земледельцы ― создатели цивилизации. В конце IV тыс. до н. э. на побережье Перу возникла система, которой трудно найти определенное место на лестнице социально-хозяйственной эволюции и для которой нет аналогий в Передней Азии».
Речь здесь идет о… цивилизации рыболовов. «Что касается Центральных Анд, то появление именно здесь подобной системы вполне логично, никакой мистики в этом нет. В мире существуют только три морские акватории, по-настоящему богатые рыбой, ― побережье Перу, побережье Намибии в Африке и Ньюфаундлендская банка. Уникальность Перу состоит в том, что здесь, в отличие от Африки и Канады, рыбные запасы оказались рядом с такими районами, в которых природные условия способствовали к тому же развитию производящего хозяйства ― орошаемого земледелия и скотоводства. Рыбы, особенно анчоусов, у берегов Перу так много, что одно лишь рыболовство могло легко обеспечить белками и калориями десятки тысяч людей» (с.159). «В III тыс. до н. э. на побережье Перу сложилась удивительная хозяйственная система. Жители удаленных от моря поселений разводили главным образом технические культуры ― горлянку и хлопок. Они снабжали сетями живших близ берега рыбаков, а те посылали им рыбу» (сс.159-160).

Раз речь погшла о Ньюфаундлендской банке, то напомню, что викинги, поселившиеся в Гренландии, по Даймонду, по каким-то причинам рыбу не ели вообще. И я несколько раз встречал в литературе упоминания, что баски в течение нескольких веков до Кэббота плавали к этой банке за рыбой, но не знаю источника и исследований по этой теме. И, гипотетически, баски и викинги могли там сталкиваться…
Tags: история, книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments